Какие запчасти чаще всего меняют в рамках планового технического обслуживания

Какие запчасти чаще всего меняют в рамках планового технического обслуживания Запчасти

Плановое техническое обслуживание автомобиля – это обязательная процедура для поддержания исправного состояния транспортного средства, безопасности водителя и пассажиров, а также сохранения гарантийных обязательств производителя. Соблюдение регламента ТО позволяет предупреждать серьёзные поломки, продлевать ресурс основных агрегатов и снижать эксплуатационные затраты. Несмотря на то, что перечень выполняемых работ может отличаться в зависимости от марки и модели, есть список запчастей, которые чаще всего нуждаются в замене в рамках стандартного планового технического обслуживания. Разберём подробнее, какие именно детали меняются при ТО и почему.

Фильтры: моторный, воздушный, топливный, салонный

Автомобильные фильтры выполняют важнейшие функции по очистке различных сред от загрязнений. Даже при высоком качестве самих фильтров и топлива или масла производители рекомендуют менять их строго в установленные сроки. Постепенное загрязнение фильтрующего элемента снижает эффективность всей системы и увеличивает риск выхода из строя дорогостоящих компонентов.

Масляный фильтр задерживает продукт износа двигателя и сохраняет качественные характеристики моторного масла. Как правило, замена происходит вместе с каждым ТО или вместе с маслом – каждые 7 500 – 15 000 км. Воздушный фильтр препятствует попаданию мусора в цилиндры двигателя, меняется каждые 10 000 – 30 000 км в зависимости от условий эксплуатации. Топливный фильтр особенно важен для бензиновых и дизельных моторов, так как задерживает влагу и абразивные частицы, меняется обычно каждые 30 000 – 60 000 км. Салонный фильтр очищает воздух, поступающий в салон; интервал замены — 10 000 – 20 000 км.

Таблица: Ориентировочные интервалы замены фильтров

Вид фильтра Интервал замены (км) Примечания
Масляный 7 500 – 15 000 Меняется при каждой замене масла
Воздушный 10 000 – 30 000 В пыльных условиях чаще
Топливный 30 000 – 60 000 Важно для дизелей
Салонный 10 000 – 20 000 Зависит от среды

Моторное масло и технические жидкости

Масла и жидкости – это расходные материалы, необходимые для поддержания работоспособности двигателей и узлов автомобиля. Моторное масло не только снижает трение между деталями двигателя, но и отводит излишнее тепло, очищает внутренние поверхности от продуктов износа. Регулярная замена моторного масла и масляного фильтра предотвращает крупные поломки и продлевает срок службы мотора.

Кроме масла, могут требовать замены тормозная жидкость (каждые 2 года или 30 000 – 40 000 км), жидкость гидроусилителя (раз в 60 000 – 100 000 км), трансмиссионное масло (в зависимости от типа трансмиссии – от 40 000 до 120 000 км). Небрежное отношение к этим процедурам может закончиться дорогостоящим ремонтом. Так, например, своевременная замена масла снижает вероятность капитального ремонта двигателя на 30%.

Тормозные колодки и диски

Система торможения – ключевая часть безопасности автомобиля. Наиболее часто меняемыми элементами являются тормозные колодки. Они изнашиваются в среднем каждые 25 000 – 60 000 км, в зависимости от стиля вождения и дорожных условий. Использование некачественных колодок или езда «в агрессивном» стиле приводит к более быстрому их износу. Замена тормозных дисков осуществляется реже – примерно через 60 000 – 100 000 км, или при сильном износе, когда остаточная толщина диска достигает минимального значения, указанного производителем.

По статистике сервисных центров, на ТО 70% автомобилей в возрасте до пяти лет меняют передние колодки после 30 000 – 40 000 км пробега. Несвоевременная замена этих деталей приводит к снижению эффективности торможения, повреждению дисков, и, как следствие, к удорожанию ремонта.

Свечи зажигания и свечи накаливания

Свечи зажигания (на бензиновых моторах) и свечи накаливания (на дизелях) обеспечивают корректный запуск двигателя и стабильную работу силовой установки. Свечи зажигания обычно меняют каждые 30 000 – 60 000 км. На некоторых современных моделях используются иридиевые или платиновые свечи с увеличенным ресурсом до 100 000 км.

Свечи накаливания на дизельных моторах тоже подвержены износу и требуют плановой замены. Признаки износа – затруднённый запуск, дымность, повышенный расход топлива. Вовремя заменённые свечи влияют на экологичность и экономичность автомобиля. Пример: замена неисправных свечей зажигания может улучшить расход топлива на 5% и снизить выбросы CO2.

Ремни и цепи привода ГРМ

Газораспределительный механизм (ГРМ) может комплектоваться цепью или ремнём в зависимости от двигателя. Ремни требуют замены в строгом соответствии с регламентом (обычно каждые 60 000 – 120 000 км). Несвоевременная замена грозит обрывом ремня, что почти всегда приводит к серьезным повреждениям двигателя вплоть до капитального ремонта.

Цепи обычно служат дольше, и регламент их замены составляет от 120 000 до 250 000 км, однако всё чаще встречаются случаи более раннего износа из-за ухудшения качества деталей или суровых условий эксплуатации. В последнее десятилетие сервисные центры отмечают рост обращений с проблемами цепного привода – появляется шум, растяжение, сбои меток газораспределения.

Втулки, тяги, шаровые опоры и стойки стабилизатора

Элементы подвески чаще всего страдают на отечественных дорогах: неровности, ямы, реагенты ускоряют износ Rubber Metal-изделий (резинометаллических шарниров). Втулки стабилизатора, стойки стабилизатора, шаровые опоры и рулевые тяги – традиционные кандидаты на замену при каждом втором-третьем ТО после прохождения 50 000 – 70 000 км. Проявления износа – посторонние звуки, ухудшение управляемости, вибрации на ухабах.

Замена этих деталей позволяет не только обеспечить сохранение комфорта при езде, но и снизить нагрузку на более дорогие компоненты ходовой части – такие как рычаги и подрамники. По данным сети автосервисов Москвы и Московской области, на каждые 100 машин с пробегом свыше 70 000 км более чем в 60 случаях требуется замена хотя бы одного элемента подвески.

Лампы головного света и прочие расходники

Осветительные приборы напрямую связаны с безопасностью движения. Чаще всего на плановых ТО диагностируется и производится замена ламп головного, габаритного и сигнального освещения. Качество дорог, перепады температур и вибрации изнашивают как традиционные галогенные, так и современные светодиодные (LED) лампы. Ресурс большинства ламп головного света варьируется от 500 до 1 500 часов, после чего требуется их обновление.

Помимо ламп, к типичным расходникам можно отнести щётки стеклоочистителя, предохранители, уплотнители дверей и капота, которые теряют эластичность с течением времени. В среднем одна автомашина за 5 лет эксплуатации сменяет от 6 до 10 ламп освещения и до 8 комплектов щёток стеклоочистителя.

Аккумуляторная батарея

Аккумулятор – ещё один важный «расходник» автомобиля. Хотя формально его не нужно менять при каждом ТО, но по статистике около 20% машин старше трёх лет сталкиваются с необходимостью установки нового АКБ. Средний срок службы аккумулятора – 3-5 лет, в зависимости от климата, качества батареи и исправности электрооборудования автомобиля.

Выход из строя аккумулятора может привести к невозможности запуска автомобиля в самый неподходящий момент. Современные автомобили с обилием электроники требуют особенно стабильного напряжения питания. Регулярная диагностика аккумулятора на плановом ТО помогает предотвратить неприятные сюрпризы, особенно зимой.

Заключение

Плановое техническое обслуживание – залог долголетия и бесперебойной работы автомобиля. Хотя перечень операций и частота замены деталей зависят от конкретной модели и условий эксплуатации, наибольшее внимание всегда уделяется таким запчастям, как фильтры, масла и технические жидкости, тормозные колодки и диски, свечи, ремни и цепи ГРМ, детали подвески, лампы и аккумуляторная батарея. Своевременная замена именно этих комплектующих позволяет избежать крупных финансовых затрат на ремонт, повысить безопасность и продлить срок службы машины. Помните, что правильное отношение к регулярному обслуживанию автомобиля – это инвестиция в ваше спокойствие и комфорт на дороге.

Автомобили